Tuesday, October 8, 2019

Фидель Кастро и его тайная влюбленность в Нью-Йорк

Это история о том, как один из самых известных в мире борцов с империализмом влюбился в мегаполис, считающийся олицетворением капитализма, и как автор статьи повторно влюбился в этот город.

В один из солнечных дней я бродил по зеленым кварталам 82-й Западной улицы недалеко от Центрального парка. Подойдя к дому номер 155, я увидел перед собой величественный викторианский особняк с каменным крыльцом.

В общем-то, этот дом не слишком отличается от тысячи других в манхэттенском Верхнем Уэст-сайде, подумал я. За исключением одного: здесь в 1948 году провел свой медовый месяц 22-летний кубинец Фидель Кастро, никому тогда неизвестный выпускник юридического факультета Гаванского университета.

В Гаване Кастро тогда уже знали как красноречивого студенческого лидера, но в 1948-м еще ничто не указывало на то, что вскоре он возглавит революцию на своем родном острове и превратится в одну из самых популярных и противоречивых фигур XX века. Он втянет Кубу в ожесточенный конфликт с США. Эта вражда, начавшаяся в годы холодной войны, длится по сей день.

То был первый визит Кастро в США, и он немедленно влюбился в Нью-Йорк. Фидель был в восторге от метро, от небоскребов, от размера стейков и от того, что, несмотря на яростный антикоммунизм, царивший в Соединенных Штатах в годы холодной войны, здесь можно было купить "Капитал" Карла Маркса в любом книжном магазине.

Кастро и его очаровательная, принадлежавшая к высшему кубинскому свету жена Мирта Диас-Баларт провели три месяца в этом милом особняке, напротив которого сейчас - действующая украинская православная церковь, а по соседству - бары, где проводят время студенты Колумбийского университета.

В этом тихом, уютном квартале мало что изменилось за последние 70 лет - кроме, разумеется, арендной платы.

Это любовное гнездышко двух кубинцев стало моей первой важной остановкой на пути исследования маршрутов Кастро во время его ныне подзабытых визитов в Нью-Йорк, осуществленных еще до того, как в 1960-х американцы начали относиться к нему как к воплощенному злу.

Левацкие реформы Кастро вскоре привели его в объятия Советского Союза, результатом чего стал Карибский кризис (октябрь 1962 года), когда, как считается, наш мир находился ближе всего в истории к ядерному уничтожению.

Но мой восторг от того, что я обнаружил на 82-й Западной улице, померк в сравнении с тем, что меня ожидало дальше. Короткая прогулка по Амстердам-авеню, и передо мной - революционный офис Кастро.

Когда семь лет спустя, в 1955-м, Фидель вернулся на Манхэттен, его уже знали в кругах кубинских беженцев как идеалистичного и слегка безумного зачинщика провалившегося восстания против авторитарного правителя Фульхенсио Батисты.

Кастро было уже 29, с женой он развелся (пока он сидел в тюрьме за организацию вооруженного восстания, Диас-Баларт нашла у него любовные письма, адресованные другой женщине) и на этот раз приехал в Нью-Йорк собирать деньги на революцию, рассчитывая на поддержку кубинской диаспоры, которая была здесь в то время крупнее, чем в Майами.

No comments:

Post a Comment